En

Традиции. Школа

Будо-каратэ и Будо-спорт

Концепция Будо-каратэ – воинского искусства и Пути, воинской йоги – вполне традиционна. Именно так понимал каратэ Кёкусинкай его основатель Масутацу Ояма, который подчеркивал принципиальные отличия Будо-каратэ от за-падного спорта. В идеале Ояма видел в Кёкусин Будо-каратэ «сильнейшее каратэ» – эффективную систему самозащиты, воинское искусство и уникальную духовную практику. Несмотря на то, что в действительности спортивное развитие восточных единоборств во всем мире вступило в противоречие с традиционными ценностями дальневосточной воинской культуры, Ояма продолжал, а некоторые его последователи продолжают, отстаивать идеалы Будо-каратэ. В тех случаях, когда в занятиях видом спорта Кёкусинкай (или иным видом восточного единоборства) сохраняется приоритет духовной мотивации, возникает особый феномен – феномен Будо-спорта. Согласно концепции Будо-спорта, любое спортивное состязание есть, прежде всего, инициатическая практика – один из способов самопознания бойца в действии и его самореализации и во всепоглощающем «стремлении к мудрости и силе» на Пути Кёкусинкай

Оружие в школе «Бусидо»

В додзё Оямы работа с оружием имела эпизодический характер, но сам адепт Будо-каратэ утверждал, что «мастером каратэ не может считаться тот, кто не способен противостоять без оружия вооруженному нападению». Очевидно, что эффективность самозащиты принципиальным образом зависит от практического знания технико-тактических воз-можностей оружия противника. По инициативе сиханов А.И.Танюшкина и В.П.Фомина в настоящее время в IFK целе-направленно внедряются факультативы, где на базе каратэ Кёкусинкай (в том числе на базе ката) изучаются различные виды традиционного и современного холодного оружия. Многие из них осваиваются и в школе «Бусидо». Это, прежде всего, ключевые виды оружия – Нож и Дубинка. Владение ими открывает широкие возможности для эффективного ос-воения различных производных видов оружия, а также аналоговых подручных предметов и средств. Один из характерных примеров – работа с модифицированной яварой на основе ножевой техники. Данью традиции является также работа с Бо (шест), Саями, отчасти с Мечом (последняя пока ограничена практикой рубки и соответствующими подводящими упражнениями). Работа с оружием на базе каратэ с использованием традиционных методик обучения (в частности, вы-полнение ката Кёкусинкай с различными видами оружия) одна из отличительных черт современной школы Кёкусин IFK. При этом система соответствующих факультативов в общем комплексе Будо-каратэ является открытой и постоянно развивается. В школе «Бусидо» систематизированы не только методы работы с отдельными видами оружия, но также методы ведения боя с одним видом оружия против другого и приемы самозащиты без оружия от вооруженного нападения (включая использование оружия противника)

Тренировки на природе

С древнейших времен эффективность воинской подготовки непременно проверялась в полевых условиях, макси-мально приближенных к реальности. В традиционных воинских искусствах Востока особенно отчетливо выражена идея подражания Природе и заимствования природных сил. В традиции Будо-каратэ, например, важнейшее значение сохраняют сезонные учебно-тренировочные сборы (особенно летние лагеря). Они проводятся в различных природно-климатических условиях днем и ночью, требуя мобилизации всех энергетических ресурсов организма. Занятия на природе испытывают на прочность тело и технику бойцов, закаляют их волю и поднимают дух в преодолении природных препятствий и в борьбе с собой. Одновременно они оказывают общее целительное воздействие на организм, очищают и гармонизуют сознание, значительно увеличивают эффективность медитативной практики, восстановительных статических и дыхательных упражнений. Такие тренировки вносят огромное разнообразие в методики общей и специальной физической, технической и психологической подготовки бойцов, ведут к осознанию того, что Природа изначально и неизменно является их главным Учителем и Партнером. В школе «Бусидо» тренировки на природе и с природными объектами занимают должное место в общей традиционной системе воспитания мастеров